Средняя пенсия в Украине достигла 1800 гривен, при этом около 300 тысяч пенсионеров живут на минималку в 1247 гривен. В то же время тысячи украинцев на заслуженном отдыхе получают больше 20 тысяч гривен. Как говорят эксперты, самые богатые пенсионеры – судьи в отставке. Как написал на своей странице в соцсети экс-министр финансов, нардеп Виктор Пинзеник, пенсия судьи Конституционного Суда будет 226 тысяч гривен, а у председателя – 235 тысяч гривен.
На данный момент в Украине пенсии выше 10,7 тыс. гривен не назначаются по решению правительства. Однако, как рассказывает старший научный сотрудник института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко, судьи, которые выйдут в отставку в этом году, ограничение «не выше 10,7 тыс. на пенсии» не почувствуют – для них Конституционный суд эту норму отменил.
По словам Виктора Пинзеника, самим судьм Конституционного Суда на пенсии бедствовать не придется. Так, пенсия «Служителей Фемиды» – больше 200 тысяч гривен. «Парламент принял в первом чтении предусмотренные проектом закона 5336-1 зарплаты и пенсии судьям Конституционного Суда Украины, измеряемых сотнями тысяч гривен в месяц. Недопустимы для нынешних экономических реалий цифры, которые шокируют меня и большинство наших граждан, не стали таковыми для народных избранников. С чувством выполненного долга 239 голосами «за» со второй попытки проект закона был одобрен. 8 проголосовали против, 27 воздержались, но таким количеством невозможно сдержать принятия решений.Ситуацию не меняет обещание в ходе обсуждения ко второму чтению привести зарплаты до уровня судей Верховного Суда. Потому что они не намного ниже. И вместо 384 тыс. грн у судьи Конституционного Суда будет 292 тыс., а у Председателя – 304 тыс. грн. в месяц (с надбавкой на летнее оздоровление). Пенсия будет составлять соответственно 226 тыс. и 235 тыс. грн. в месяц», – пишет политик.
Напомним, в Минсоцполитики анонсировали отмену надбавки к пенсиям.
Между тем, уже становится очевидным, что тем, кому сейчас по 30-45 лет, на государственные пенсии рассчитывать бессмысленно. Что делать? Думать о себе самим. Тех, кто старше и младше этого интервала, – тоже это касается. Начинаем считать и планировать.
Внезапно пенсионные проблемы, расчеты и перспективы зацепили тех, кому до пенсии еще 20-30 лет работать и делать бизнес в свое удовольствие (если в этой стране это еще возможно!). Вот эта минимальная зарплата 3200 гривен – это "привет" от украинской пенсионной системы. И высокие налоги на фонд оплаты труда – оттуда же. А в последнюю среду января Кабмин утвердил смету Пенсионного фонда (ПФУ), в котором половина поступлений – прямые госбюджетные субсидии. В общем – то, что давно просилось на волю, на волю и вырвалось: пенсий однозначно не хватает на всех, а высоких пенсий – тем более.
В правительстве стыдливо шепчут, что из дефицита более чем 140 млрд гривен около половины – это так называемые государственные пенсии. То есть пенсии чиновникам – госслужащим разного рода, включая силовиков, судей, депутатов и пр., и это с учетом того, что многим пенсии не выплачиваются в том объеме, на который они претендуют, согласно действующено законодательства. Но все равно на треть пенсии тем, кто работал в частном секторе или не имеет статус бывшего госслужащего, обеспечивается госбюджетом. Более того, становится очевидным, что государство не способно обеспечить достойным пенсионным обеспечением даже половину тех, кто имеет особые заслуги перед страной, как, в частности, участники боевых действий и ветераны АТО.
В общем, дело идет к тому, что получать пенсии из ПФУ, если вы не судья (а всех остальных де-факто лишили "достойных" пенсий), кажется крайне малоинтересным и бесперспективным занятием – мало того, что такие пенсии будут начинать выплачивать сильно после 60 лет (даже госслужащим, которым сейчас еще лишь 40), так еще и размер их будет оскорбительно мал в сравнении со стоимостью жизни.
Что «съедает» пенсии?
Нынешняя пенсионная система называется солидарной — потому что сегодняшние налогоплательщики скидываются на пенсии тем, кто был налогоплательщиком чуть раньше, а теперь перестал работать в связи с выходом на пенсию. К солидарной собираются добавить второй уровень – обязательную накопительную часть. То есть с фонда оплаты труда будут удерживать начисления, существенная часть которых будет отправляться не в общий котел и выплату нынешним пенсионерам, а на некие «индивидуальные накопительные счета». Только никто не ответит сейчас на вопрос – а за счет чего, за счет каких инвестиций эти «накопительные счета» будут приносить прибыль тем, на которого они индивидуально записаны. Частных пенсионных фондов в Украине еще нет, банковская система - в глубокой стагнации, а страхование больше напоминает условность, чем способ формировать инвестиционные фонды для развития реального сектора экономики.
Деньги, ведь, должны работать – просто держать их на текущем счету в банке нельзя, ведь тот же банк - не эффективный способ сохранить финансовые сбережения (он может и "лопнуть"), а лишь удобство не хранить всю наличность дома, под подушкой или еще где-либо, т.к. в долгосрочной перспективе никакие банковские проценты в украинских банках банально не покрывают уровень реальной, а не рассчетной, инфляции. Перечислим, во что же нас призывают вкладывать сбережения в Украине:
- Банки. Может быть, конечно, есть в этом смысл, но только в иностранные, только в валюте, и... не в Украине. Правила игры в Украине не позволяют довольствоваться банковскими депозитами и тому свидетельство - миллиардные заначки украинских чиновников, которые они "хранят дома", а не в банках, в виде наличных средств.
- Акции украинских компаний. Специалисты считают это несерьезным занятием ввиду того, что в Украине де-факто нет ликвидного фондового рынка – у крупнейших компаний в свободном обращении находится буквально по нескольку процентов уставного фонда. Облигации, займы и прочие ценные бумаги - такой же по безопасности и перспективности способ красиво потерять деньги, как и акции разваливающихся украинских публичных предприятий, потому как реально прибыльные предприятия - не в Украине, т.е. де-факто они, конечно, тут, но де-юре - в оффшорных зонах Атлантики или Средиземноморья.
Безопаснее, как пишут многие журналисты не без личной заинтересованности, т.е. "на правах рекламы", вкладывать деньги в банковские депозиты. Ну, масштабы тоже надо учесть. Оптимисты считают, что на накопительных счетах соберутся не десятки миллиардов, а триллионы гривен. Куда и кто их вложит с прибылью, но чтобы не сорвать финансовую систему в штопор?
Есть "палочка-выручалочка" – ипотечные ценные бумаги. То есть, сегодняшние пенсионные взносы будут использоваться для финансирования жилищного строительства и инфраструктуры. А построенные объекты можно будет либо продавать в кредит на длинные сроки, либо сдавать в аренду. Вот только на рынке недвижимости Украины с завидным постоянством случаются не только взлеты, но и досадные обвалы. Достаточно вспомнить ипотечный кризис 2007-2009 годов. Ну и сейчас ситуация, не глядя на растущие инвестиции в этот сектор, далека от безоблачной, напоминая незначительный посткризисный "отскок". Ждать системного и постоянного роста какого-то сектора экономики в Украине, не зависящего от конъюнктуры на внешних сырьевых рынках, на данном этапе не приходится.
Возвращаясь к депозитам в банках, следует также принять во внимание реальный риск скачкообразного обвала, случившегося в куда более благополучной Польше. Так курс злотого упал в период 2014-2017 гг. с примерно 3 до 4 польских злотых за доллар. То есть на 33% за три года. Чего уже за нас вспоминать с нашими 300% только в 2014 г.? Это значит, что все заработанное польскими инвестиционными фондами за последние 3 года ушло в минус – из-за девальвации. В Турции же лира упала за последние 4 года с 1,78 лир/доллар до 3,68 лир/доллар – то есть вдвое с лишним раз! Понятно, что ни о какой реальной доходности инвестиционных фондов говорить не стоит, особенно, если они вкладываются в местные активы, номинированные в национальной валюте.
Украина за 20 лет существования гривны получила девальвацию примерно в 1400% и рост потребительских цен в 1600%. Понятно, что при таких темпах обесценивания национальной валюты сохранность пенсионных инвестиций обеспечить возможно лишь крайне непопулярными у нас, в воровской по сути стране способами, как например, агрессивная работа государства на рынке редкоземельных и цветных металлов, обустройство и пополнение стратегических запасов золота, платины, лития, урана в конце концов. И привязывать пенсионные депозиты к постоянно растущим на мировом рынке позициям, скупая за перечисленные будущим пенсионером деньги высококачественное сырье, позволяющее длительное и сравнительно недорогое хранение. Много ли делается в этом направлении, чтобы сохранить ликвидность украинской экономики? Катастрофически ничего!
Все золотовалютные запасы Украины - это лишь стопки позолоченных чугунных чушек в подземных хранилищах Bank of America с соответствующими бирками, где еще вчера это же золото было уплачено Бирмой в счет погашения процентов по кредитам Международного валютного фонда, который и выдал их Украине в виде очередного транша на условиях тотального уничтожения собственного населения, в том числе и путем резкого сжатия социального сектора, повышения пенсионного возраста, увеличения коммунальных платежей и т.п.
Да, кстати, это же МВФ требовал от правительства Чили (мировой лидер по запасам меди!) почти 50 лет назад, что по-итогам сократило население страны вдвое, загнав вместо школы в медоносные рудники даже подростков 14 лет!
К сожалению, пока нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему. Что делать?
Создавать свой собственный пенсионный план. Личный, не зависящий от государства. Это решение, увы, означает, что придется платить по два взноса в пенсионный фонд – один взнос в ПФУ, второй – в свой собственный, не зависящий от государства. Вряд ли в такой ситуации найдутся злые слова для осуждения тех, кто оптимизирует свое налогообложение, выводя прибыль своих предприятий в оффшоры. Трудно их упрекнуть – они не надеются на государственную пенсию, оттого у них и нет мотивов аккуратно уплачивать налоги, поддерживать и развивать экономику собственной страны, улучшать инфраструктуру.
Представим, что Некто зарабатывает 12 тысяч гривен в месяц «чистыми в конверте» и откладывает 1/6 этих денег в свой личный пенсионный фонд. На сегодня это составляет грубо $80 по текущему курсу. При доходности в среднем 5% годовых в конце 20-летнего срока сложится сумма около 41 тыс долларов, что обеспечит инвестору ежемесячный доход около $160 при тех же 5% годовых. Вот такое волшебство сложного процента. 5% годовых – это довольно много, но вполне достижимо на длинном интервале, при том, что даже американский доллар девальвирует и $80 сегодня - это вполне себе $160, но через 20 лет.
Итого – если осторожно, но грамотно инвестировать по $80 в месяц в течение 20 лет, можно получить личную пенсию, которая будет превосходить примерно вдвое то, что сейчас платит государство обычным пенсионерам. Но позволит ли государство создавать своим гражданам такой валютный депозит? Не поддастся ли соблазну, оббирая население на его валютные сбережения, обязать оставшиеся банки конвертировать его в гривну? Ведь даже не совсем умственно полноценным людям ясно, что инвестировать в гривневые активы (вклады, акции, т.п.) при нынешнем качестве госуправления является занятием неоправданно рискованным. Это, а-приори, не позволит сохранить вложенное ни под каким предлогом, ни под каким процентом, которые не только не близки к покрытию уровня инфляции, но и максимально удаляются от него всяческими попытками государственных чиновников обложить налогами депозиты физических лиц.
Хотите иметь доходы после выхода не пенсию выше? Инвестируйте больше, советуют журналисты "Hyser".
Или инвестируйте в собственный бизнес. Если добавить немного удачи и много внимания к деталям, то в течение тех 20 лет вполне можно удачно купить недвижимость для сдачи в аренду. Или начать небольшой, но толковый бизнес – чужими руками, например, выступив в роли внешнего инвестора, считают романтики.
Между тем, нельзя не согласиться, что в слабой экономике и при коррумпированной системе госуправления инвестиции в «твердовалютные» активы имеют преимущества.
"А что кроме валюты в банке? Ведь процент по валютным вкладам постепенно снижается. Недвижимость в хорошем месте, пригодная к сдаче в выгодную аренду. Аккуратный и компактный бизнес на первоочередных потребностях людей, прежде всего – услуги, чтобы избежать глобальной конкуренции. И да, инвестиции в образование детей – если и не помогут в старости, то хотя бы вовремя станут материально самодостаточными, освободив родителям ресурсы для личного инвестирования.
Свой личный пенсионный план может быть похож на бутерброд с маслом и икрой. База – с нее надо начинать – вклады в хороших банках в пределах гарантируемых сумм(хлеб). После накопления суммы, достаточной для покупки доходной недвижимости – приобретение ее (сливочное масло) и продолжение накапливания валюты на банковских вкладах. После приобретения первой недвижимости и накопления достаточной суммы для запуска небольшого и надежного собственного бизнеса – старт своего дела или инвестирование в чужой бизнес под безусловные гарантии – и это будет слоем икры на вершине бутерброда", - расписывают радужные и далекие от нынешних реалий перспективы наивные журналисты.
Единственное, что еще остается - вкладывание в исторические ценности, реликвии, артефакты, которые сегодня можно относительно легко купить за сравнительно небольшие деньги, - иконы, предметы старины, церковную утварь, старинные монеты, почтовые марки и прочие предметы имеющие или обладающие потенциально высокой коллекционной ценностью. И в этом рядовому украинцу помогут... декларации наших чиновников, изобилующих всякими изысками, от десятков килограммов необработанного янтаря, до оригинальных картин Шишкина или того же Шевченко. Но тут надо однозначно предпринимать меры к правильному и отнюдь не дешевому в отдельных случаях хранению (картины, иконы и книжные артефакты не терпят прямых солнечных лучей, излишней сухости или влажности воздуха, к примеру).
А что может предложить государство?
Одна шестая дохода на свой пенсионный план – эта цифра мной названа неспроста. Единый социальный взнос, из которого формируется три четверти пенсий для обычных людей – 22% на фонд оплаты труда. То есть по факту та же 1/6. Сколько сейчас получают пенсионеры – мы в курсе. Но этих 22% государству не хватает даже для выплат нынешних мизерных пенсий, оно перехватывает на покрытие дефицита из других наших налогов. Собственно, это все, что нужно знать об эффективности украинской пенсионной системы. И не так уж важны детали – виновны ли в перекосе отъезд молодежи на заработки за кордон или банальное разворовывание ресурсов Пенсионного фонда. Система сейчас неработоспособна. Спасать себя нужно самим.
А раз так, может пора признать, что существующая модель не только ущербна, и в дальнейшем лишь более губительна, особенно до тех пор, пока мы боготворим тезис наших олигархов, что "государство - плохой собственник". Пока это заблуждение не будет отметено, а концепция госуправления не будет изменена на принцип достижения высокой эффективности вне зависимости от равноправных на бумаге, но таких разных де-факто государственной, муниципальной или частной форм собственности, в т.ч. и на средства производства. Можно много об этом говорить, но лучше один раз увидеть: приезжайте в Минск или Пекин, чтобы это понять. И не слушайте вы досужие росказни "либерастов" о свободе слова, свободе собраний и прочьих особенностях этих стран, - они не имеют ничего общего с их куда более эффективной экономикой, которая даже в первом случае, извините, в 3,5 раза (а во втором - в 300 раз!) более емкая, чем украинская.
"Украинский ПОЛИТИК"
На данный момент в Украине пенсии выше 10,7 тыс. гривен не назначаются по решению правительства. Однако, как рассказывает старший научный сотрудник института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко, судьи, которые выйдут в отставку в этом году, ограничение «не выше 10,7 тыс. на пенсии» не почувствуют – для них Конституционный суд эту норму отменил.
По словам Виктора Пинзеника, самим судьм Конституционного Суда на пенсии бедствовать не придется. Так, пенсия «Служителей Фемиды» – больше 200 тысяч гривен. «Парламент принял в первом чтении предусмотренные проектом закона 5336-1 зарплаты и пенсии судьям Конституционного Суда Украины, измеряемых сотнями тысяч гривен в месяц. Недопустимы для нынешних экономических реалий цифры, которые шокируют меня и большинство наших граждан, не стали таковыми для народных избранников. С чувством выполненного долга 239 голосами «за» со второй попытки проект закона был одобрен. 8 проголосовали против, 27 воздержались, но таким количеством невозможно сдержать принятия решений.Ситуацию не меняет обещание в ходе обсуждения ко второму чтению привести зарплаты до уровня судей Верховного Суда. Потому что они не намного ниже. И вместо 384 тыс. грн у судьи Конституционного Суда будет 292 тыс., а у Председателя – 304 тыс. грн. в месяц (с надбавкой на летнее оздоровление). Пенсия будет составлять соответственно 226 тыс. и 235 тыс. грн. в месяц», – пишет политик.
Напомним, в Минсоцполитики анонсировали отмену надбавки к пенсиям.
Между тем, уже становится очевидным, что тем, кому сейчас по 30-45 лет, на государственные пенсии рассчитывать бессмысленно. Что делать? Думать о себе самим. Тех, кто старше и младше этого интервала, – тоже это касается. Начинаем считать и планировать.
Внезапно пенсионные проблемы, расчеты и перспективы зацепили тех, кому до пенсии еще 20-30 лет работать и делать бизнес в свое удовольствие (если в этой стране это еще возможно!). Вот эта минимальная зарплата 3200 гривен – это "привет" от украинской пенсионной системы. И высокие налоги на фонд оплаты труда – оттуда же. А в последнюю среду января Кабмин утвердил смету Пенсионного фонда (ПФУ), в котором половина поступлений – прямые госбюджетные субсидии. В общем – то, что давно просилось на волю, на волю и вырвалось: пенсий однозначно не хватает на всех, а высоких пенсий – тем более.
В правительстве стыдливо шепчут, что из дефицита более чем 140 млрд гривен около половины – это так называемые государственные пенсии. То есть пенсии чиновникам – госслужащим разного рода, включая силовиков, судей, депутатов и пр., и это с учетом того, что многим пенсии не выплачиваются в том объеме, на который они претендуют, согласно действующено законодательства. Но все равно на треть пенсии тем, кто работал в частном секторе или не имеет статус бывшего госслужащего, обеспечивается госбюджетом. Более того, становится очевидным, что государство не способно обеспечить достойным пенсионным обеспечением даже половину тех, кто имеет особые заслуги перед страной, как, в частности, участники боевых действий и ветераны АТО.
В общем, дело идет к тому, что получать пенсии из ПФУ, если вы не судья (а всех остальных де-факто лишили "достойных" пенсий), кажется крайне малоинтересным и бесперспективным занятием – мало того, что такие пенсии будут начинать выплачивать сильно после 60 лет (даже госслужащим, которым сейчас еще лишь 40), так еще и размер их будет оскорбительно мал в сравнении со стоимостью жизни.
Что «съедает» пенсии?
Нынешняя пенсионная система называется солидарной — потому что сегодняшние налогоплательщики скидываются на пенсии тем, кто был налогоплательщиком чуть раньше, а теперь перестал работать в связи с выходом на пенсию. К солидарной собираются добавить второй уровень – обязательную накопительную часть. То есть с фонда оплаты труда будут удерживать начисления, существенная часть которых будет отправляться не в общий котел и выплату нынешним пенсионерам, а на некие «индивидуальные накопительные счета». Только никто не ответит сейчас на вопрос – а за счет чего, за счет каких инвестиций эти «накопительные счета» будут приносить прибыль тем, на которого они индивидуально записаны. Частных пенсионных фондов в Украине еще нет, банковская система - в глубокой стагнации, а страхование больше напоминает условность, чем способ формировать инвестиционные фонды для развития реального сектора экономики.
Деньги, ведь, должны работать – просто держать их на текущем счету в банке нельзя, ведь тот же банк - не эффективный способ сохранить финансовые сбережения (он может и "лопнуть"), а лишь удобство не хранить всю наличность дома, под подушкой или еще где-либо, т.к. в долгосрочной перспективе никакие банковские проценты в украинских банках банально не покрывают уровень реальной, а не рассчетной, инфляции. Перечислим, во что же нас призывают вкладывать сбережения в Украине:
- Банки. Может быть, конечно, есть в этом смысл, но только в иностранные, только в валюте, и... не в Украине. Правила игры в Украине не позволяют довольствоваться банковскими депозитами и тому свидетельство - миллиардные заначки украинских чиновников, которые они "хранят дома", а не в банках, в виде наличных средств.
- Акции украинских компаний. Специалисты считают это несерьезным занятием ввиду того, что в Украине де-факто нет ликвидного фондового рынка – у крупнейших компаний в свободном обращении находится буквально по нескольку процентов уставного фонда. Облигации, займы и прочие ценные бумаги - такой же по безопасности и перспективности способ красиво потерять деньги, как и акции разваливающихся украинских публичных предприятий, потому как реально прибыльные предприятия - не в Украине, т.е. де-факто они, конечно, тут, но де-юре - в оффшорных зонах Атлантики или Средиземноморья.
Безопаснее, как пишут многие журналисты не без личной заинтересованности, т.е. "на правах рекламы", вкладывать деньги в банковские депозиты. Ну, масштабы тоже надо учесть. Оптимисты считают, что на накопительных счетах соберутся не десятки миллиардов, а триллионы гривен. Куда и кто их вложит с прибылью, но чтобы не сорвать финансовую систему в штопор?
Есть "палочка-выручалочка" – ипотечные ценные бумаги. То есть, сегодняшние пенсионные взносы будут использоваться для финансирования жилищного строительства и инфраструктуры. А построенные объекты можно будет либо продавать в кредит на длинные сроки, либо сдавать в аренду. Вот только на рынке недвижимости Украины с завидным постоянством случаются не только взлеты, но и досадные обвалы. Достаточно вспомнить ипотечный кризис 2007-2009 годов. Ну и сейчас ситуация, не глядя на растущие инвестиции в этот сектор, далека от безоблачной, напоминая незначительный посткризисный "отскок". Ждать системного и постоянного роста какого-то сектора экономики в Украине, не зависящего от конъюнктуры на внешних сырьевых рынках, на данном этапе не приходится.
Возвращаясь к депозитам в банках, следует также принять во внимание реальный риск скачкообразного обвала, случившегося в куда более благополучной Польше. Так курс злотого упал в период 2014-2017 гг. с примерно 3 до 4 польских злотых за доллар. То есть на 33% за три года. Чего уже за нас вспоминать с нашими 300% только в 2014 г.? Это значит, что все заработанное польскими инвестиционными фондами за последние 3 года ушло в минус – из-за девальвации. В Турции же лира упала за последние 4 года с 1,78 лир/доллар до 3,68 лир/доллар – то есть вдвое с лишним раз! Понятно, что ни о какой реальной доходности инвестиционных фондов говорить не стоит, особенно, если они вкладываются в местные активы, номинированные в национальной валюте.
Украина за 20 лет существования гривны получила девальвацию примерно в 1400% и рост потребительских цен в 1600%. Понятно, что при таких темпах обесценивания национальной валюты сохранность пенсионных инвестиций обеспечить возможно лишь крайне непопулярными у нас, в воровской по сути стране способами, как например, агрессивная работа государства на рынке редкоземельных и цветных металлов, обустройство и пополнение стратегических запасов золота, платины, лития, урана в конце концов. И привязывать пенсионные депозиты к постоянно растущим на мировом рынке позициям, скупая за перечисленные будущим пенсионером деньги высококачественное сырье, позволяющее длительное и сравнительно недорогое хранение. Много ли делается в этом направлении, чтобы сохранить ликвидность украинской экономики? Катастрофически ничего!
Все золотовалютные запасы Украины - это лишь стопки позолоченных чугунных чушек в подземных хранилищах Bank of America с соответствующими бирками, где еще вчера это же золото было уплачено Бирмой в счет погашения процентов по кредитам Международного валютного фонда, который и выдал их Украине в виде очередного транша на условиях тотального уничтожения собственного населения, в том числе и путем резкого сжатия социального сектора, повышения пенсионного возраста, увеличения коммунальных платежей и т.п.
Да, кстати, это же МВФ требовал от правительства Чили (мировой лидер по запасам меди!) почти 50 лет назад, что по-итогам сократило население страны вдвое, загнав вместо школы в медоносные рудники даже подростков 14 лет!
К сожалению, пока нет никаких признаков того, что ситуация изменится к лучшему. Что делать?
Создавать свой собственный пенсионный план. Личный, не зависящий от государства. Это решение, увы, означает, что придется платить по два взноса в пенсионный фонд – один взнос в ПФУ, второй – в свой собственный, не зависящий от государства. Вряд ли в такой ситуации найдутся злые слова для осуждения тех, кто оптимизирует свое налогообложение, выводя прибыль своих предприятий в оффшоры. Трудно их упрекнуть – они не надеются на государственную пенсию, оттого у них и нет мотивов аккуратно уплачивать налоги, поддерживать и развивать экономику собственной страны, улучшать инфраструктуру.
Представим, что Некто зарабатывает 12 тысяч гривен в месяц «чистыми в конверте» и откладывает 1/6 этих денег в свой личный пенсионный фонд. На сегодня это составляет грубо $80 по текущему курсу. При доходности в среднем 5% годовых в конце 20-летнего срока сложится сумма около 41 тыс долларов, что обеспечит инвестору ежемесячный доход около $160 при тех же 5% годовых. Вот такое волшебство сложного процента. 5% годовых – это довольно много, но вполне достижимо на длинном интервале, при том, что даже американский доллар девальвирует и $80 сегодня - это вполне себе $160, но через 20 лет.
Итого – если осторожно, но грамотно инвестировать по $80 в месяц в течение 20 лет, можно получить личную пенсию, которая будет превосходить примерно вдвое то, что сейчас платит государство обычным пенсионерам. Но позволит ли государство создавать своим гражданам такой валютный депозит? Не поддастся ли соблазну, оббирая население на его валютные сбережения, обязать оставшиеся банки конвертировать его в гривну? Ведь даже не совсем умственно полноценным людям ясно, что инвестировать в гривневые активы (вклады, акции, т.п.) при нынешнем качестве госуправления является занятием неоправданно рискованным. Это, а-приори, не позволит сохранить вложенное ни под каким предлогом, ни под каким процентом, которые не только не близки к покрытию уровня инфляции, но и максимально удаляются от него всяческими попытками государственных чиновников обложить налогами депозиты физических лиц.
Хотите иметь доходы после выхода не пенсию выше? Инвестируйте больше, советуют журналисты "Hyser".
Или инвестируйте в собственный бизнес. Если добавить немного удачи и много внимания к деталям, то в течение тех 20 лет вполне можно удачно купить недвижимость для сдачи в аренду. Или начать небольшой, но толковый бизнес – чужими руками, например, выступив в роли внешнего инвестора, считают романтики.
Между тем, нельзя не согласиться, что в слабой экономике и при коррумпированной системе госуправления инвестиции в «твердовалютные» активы имеют преимущества.
"А что кроме валюты в банке? Ведь процент по валютным вкладам постепенно снижается. Недвижимость в хорошем месте, пригодная к сдаче в выгодную аренду. Аккуратный и компактный бизнес на первоочередных потребностях людей, прежде всего – услуги, чтобы избежать глобальной конкуренции. И да, инвестиции в образование детей – если и не помогут в старости, то хотя бы вовремя станут материально самодостаточными, освободив родителям ресурсы для личного инвестирования.
Свой личный пенсионный план может быть похож на бутерброд с маслом и икрой. База – с нее надо начинать – вклады в хороших банках в пределах гарантируемых сумм(хлеб). После накопления суммы, достаточной для покупки доходной недвижимости – приобретение ее (сливочное масло) и продолжение накапливания валюты на банковских вкладах. После приобретения первой недвижимости и накопления достаточной суммы для запуска небольшого и надежного собственного бизнеса – старт своего дела или инвестирование в чужой бизнес под безусловные гарантии – и это будет слоем икры на вершине бутерброда", - расписывают радужные и далекие от нынешних реалий перспективы наивные журналисты.
Единственное, что еще остается - вкладывание в исторические ценности, реликвии, артефакты, которые сегодня можно относительно легко купить за сравнительно небольшие деньги, - иконы, предметы старины, церковную утварь, старинные монеты, почтовые марки и прочие предметы имеющие или обладающие потенциально высокой коллекционной ценностью. И в этом рядовому украинцу помогут... декларации наших чиновников, изобилующих всякими изысками, от десятков килограммов необработанного янтаря, до оригинальных картин Шишкина или того же Шевченко. Но тут надо однозначно предпринимать меры к правильному и отнюдь не дешевому в отдельных случаях хранению (картины, иконы и книжные артефакты не терпят прямых солнечных лучей, излишней сухости или влажности воздуха, к примеру).
А что может предложить государство?
Одна шестая дохода на свой пенсионный план – эта цифра мной названа неспроста. Единый социальный взнос, из которого формируется три четверти пенсий для обычных людей – 22% на фонд оплаты труда. То есть по факту та же 1/6. Сколько сейчас получают пенсионеры – мы в курсе. Но этих 22% государству не хватает даже для выплат нынешних мизерных пенсий, оно перехватывает на покрытие дефицита из других наших налогов. Собственно, это все, что нужно знать об эффективности украинской пенсионной системы. И не так уж важны детали – виновны ли в перекосе отъезд молодежи на заработки за кордон или банальное разворовывание ресурсов Пенсионного фонда. Система сейчас неработоспособна. Спасать себя нужно самим.
А раз так, может пора признать, что существующая модель не только ущербна, и в дальнейшем лишь более губительна, особенно до тех пор, пока мы боготворим тезис наших олигархов, что "государство - плохой собственник". Пока это заблуждение не будет отметено, а концепция госуправления не будет изменена на принцип достижения высокой эффективности вне зависимости от равноправных на бумаге, но таких разных де-факто государственной, муниципальной или частной форм собственности, в т.ч. и на средства производства. Можно много об этом говорить, но лучше один раз увидеть: приезжайте в Минск или Пекин, чтобы это понять. И не слушайте вы досужие росказни "либерастов" о свободе слова, свободе собраний и прочьих особенностях этих стран, - они не имеют ничего общего с их куда более эффективной экономикой, которая даже в первом случае, извините, в 3,5 раза (а во втором - в 300 раз!) более емкая, чем украинская.
"Украинский ПОЛИТИК"