Демонтаж упрощенной системы налогообложения и другие идеи Минфина

Как сообщает обозреватель "Левого берега" Александр Крамаренко, министерство финансов презентовало свой план изменений в Налоговый кодекс, очевидно, уже согласованный с МВФ. В нем нет снижения налогов и есть ужесточение контроля, а также демонтаж упрощенной системы налогообложения.
Главное впечатление от первого эскиза налоговой реформы 3.0 – она делается в интересах крупного и особо крупного бизнеса. Малому бизнесу по факту оставлена возможность резвиться на "площадке молодняка" без шансов накопить жирок и прорваться хотя бы в среднюю лигу. Ставки налогов остаются высокими. Крупный и особо крупный бизнес не побеспокоят ни более внятным контролем трансфертного ценообразования (он препятствует нелегальному выводу капитала и прибыли из страны), ни уплатой существенного налога на прибыль.
Единый налог демонтируют. С НДС пока невнятно – все будет зависеть от реализации предложенной схемы его администрирования (такое впечатление, что о реализации и в Минфине толком представления пока не имеют).
Раде предложен документ, который должен стать предметом торга. Невзирая на красивую упаковку, налоговая реформа "Данилюк-стайл" может окончательно увести украинскую экономику на нисходящую траекторию, так как не предполагает ни существенного упрощения налогов, ни снижения их ставок. Начавшаяся детенизация проигнорирована – сделана ставка на завинчивание фискальных гаек. И налогоплательщикам надо быть идиотами, чтобы принять это щедрое предложение.
ПОДОХОДНЫЙ, ЕСВ И ВОЕННЫЙ СБОР
Особых новостей нет, разве что убраны уж совсем вопиющие глупости. Например, предложено не облагать налогом ту "выгоду", которую получает ипотечный заемщик в случае списания или реструктуризации такого кредита. То же касается подоходного налога с тех сумм, которые были направлены третьими лицами на оплату обучения физлица. И еще снимут лимиты на налоговую скидку в связи с оплатой обучения близкими родственниками (при действующем размере минимальной зарплаты лимит - чуть меньше 2000 грн в месяц).
Ставки останутся прежними. Военный сбор по-прежнему будем платить отдельно.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ
Единого налога не будет. Хоть и обещали не трогать, но тронули. Судя по содержанию правок в Налоговый кодекс, будут оставлять для предпринимателей три группы. Причем, первая – "кустари-одиночки". Вторая – не-плательщики НДС с почти полноценной отчетностью (здравствуй, проверки!). Третья – плательщики НДС с полноценной отчетностью и возможностью работать с юрлицами-покупателями/клиентами.
Первой группе, то есть мелким киоскерам, кустарям и таксистам – разрешено наторговать на 28 тыс. гривен в месяц при уплате пары-тройки сотен налога и без регистрации. Никакой работы для юрлиц, только обслуживание и торговля для физлиц-непредпринимателей. Здесь и далее в гривны переведены лимиты, установленные для малого бизнеса в минимальных зарплатах, но по показателям 2016 года, дальше по мере индексации минимальной зарплаты (МЗП) эти суммы будут подрастать.
Вторая группа – малый бизнес с оборотом до 460 тыс. грн. Для него – отчетность по затратам-доходам, пусть и упрощенная, плюс 18% налога на полученный чистый доход. Там, правда, есть амортизация основных средств (см. ниже, "Налог на прибыль"), а также право разносить убытки на будущие периоды (но не более 3 лет). Отчетный период – 3 года, уплата налога – поквартально. До 1 млн грн кассовые аппараты можно не использовать.
Третья группа – при годовом обороте от 5,5 млн грн. Там все по-взрослому: НДС, полная отчетность и т.п. Мало не покажется, хотя под этот режим подпадают компании с годовым оборотом всего в 200 тыс. долларов. В общем, запрет на переход в статус малый+ бизнес оформляют законодательно.
НДС
Плательщикам НДС пообещали прозрачность реестров и более длинные сроки регистрации налоговых накладных, но зато влепили обязанность указывать код товарной номенклатуры – УКТ ВЭД. Прозрачность реестров – это мы уже где-то слышали, верно? Посмотрим на реализацию этой чудесной идеи.
По поводу депонирования на спецсчетах по факту авансовых платежей по НДС хороших новостей нет. Увы. Следует ли понимать, что оставят это депонирование, но администрирование ужесточат за счет введения сквозного мониторинга по товарной номенклатуре? Похоже на то.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Налог на прибыль остается в прежнем виде. О налоге на выведенный капитал – не хотят и слышать. Из плюсов – "налоговые каникулы" для вновь создаваемых предприятий. Что, вообще-то, довольно циничная штука, так как запускаемые предприятия не имеют прибыли все равно. Но и на том спасибо.
Обещают укорачивание срока амортизации основных средств до 4 лет по группам основных средств 3-8 и 16. В принципе, это должно сократить размеры налогооблагаемой прибыли и создать солидный источник реинвестирования в обновление, восстановлеение основных средств. Но это "укорачивание" какое-то странное. Например, по группе основных фондов 3, к которым относятся здания, сооружения и т.п. Там раньше срок амортизации был 10-20 лет, теперь 4. Это даст возможность особо крупному бизнесу полностью и легально уйти от уплаты налога на прибыль.
А вот с амортизацией вычислительной техники (раньше – 2 года) – что, удваиваем срок? По транспортным средствам сокращено с 5 до 4 лет. Вроде и неплохо. А вот по поводу инструментов и инвентаря – нет разницы, 4 было - и осталось 4. Машины и оборудование, кроме указанных, - вместо 5 будет 4 года амортизации. Также сокращены сроки амортизации для животных и многолетних насаждений – было 6 и 10, станет 4. Для агробизнеса – хорошая новость накануне ликвидации льготного режима налогообложения, как я понимаю.
В общем, по налогу на прибыль явно торчат ушки лоббистов крупного и особо крупного бизнеса. В том числе по части мер контроля трансфертного ценообразования (ТЦО). Закон о таком контроле есть, но не работает. Зато при его помощи тормошат малый и средний бизнес. Хорошо, что додумались проиндексировать лимиты, начиная с которых стартуют меры по контролю ТЦО. Их, повторюсь, не снизили, а всего лишь проиндексировали. Да и то – частично. Порог годового оборота предприятия, которое в принципе должно подвергаться контролю ТЦО увеличен в гривне с 50 до 150 млн. Но это всего лишь индексация на уровень девальвации (реально – чуть меньше, чем на уровень девальвации). А вот по контролю операций в расчете на одного иностранного партнера лимит "увеличен" всего вдвое – с 5 до 10 млн грн. То есть здесь по факту лимит снижен: под надзор в рамках контроля ТЦО будут попадать операции не в 630 тыс. долларов, как в 2013 году, а всего в неполные 380 тысяч долларов.
СТАВКИ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Ставки налогов останутся прежними. А значит, налоговая нагрузка в Украине остается на уровне самых "тяжелых" налоговых юрисдикций – желающие могут заглянуть в соответствующие выпуски исследований World Bank. То есть на уровне, который исключает серьезный экономический рост. А с учетом того, что фактически демонтируется Единый налог, то мы получим очень сильное ужесточение налоговой нагрузки на бизнес.
Минфин подгребает себе многие "сладкие" функции ГФС. Например, право на выдачу обобщающих налоговых разъяснений. Но, поскольку Минфин будет их издавать для всех и публично, то коррупция в этой сфере должна очень сильно сузиться.
Очень хорошая новость о предстоящем переводе в Минфин функций управления налоговыми базами данных. На первый взгляд. Потому что с системой электронного администрирования нам тоже много хорошего обещали, а оказалось ну очень не так, как было обещано.

"Украинский ПОЛИТИК"

Related Posts
Previous
« Prev Post