Объем эмиссионной поддержки Национального банка Украины для Кабинета министров в 2015 году составил фактически как минимум 152 млрд грн. Эта сумма выходит, с одной стороны, из платежей НБУ в госбюджет по статье превышения доходов над расходами, которые, согласно отчетности регулятора, должны были составить 61,8 млрд грн (в январе-ноябре оплачено 59,125 млрд грн), сообщает "Finbalance".
С другой стороны, за январь-ноябрь НБУ приобрел в собственность гособлигации Украины (ОВГЗ), номинальная стоимость которых составила 74,6 млрд грн (выпуск ОВГЗ был нужен для осуществления выплат Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ); докапитализации "Нафтогаза Украины", государственных банков), а в декабре — еще как минимум на 15,64 млрд грн (то есть всего за 2015 год — 90,24 млрд грн).
В 2014 году квазифискальные платежи НБУ в госбюджет составили 22,8 млрд грн, а его портфель ОВГЗ увеличился на 182 млрд грн — то есть фактическая эмиссионная поддержка составила всего 204,8 млрд грн. Соответственно, в 2015 году она сократилась на 52,8 млрд грн.
Такая гиперактивная эмиссия в пользу бюджета в 2014-2015 годов — это следствие военной агрессии Путина против Украины, обвала экономики, коррупции и неэффективного использования бюджетных средств, что сформировало хроническую потребность в латании бюджетных дыр за счет регулятора. И в конечном итоге это выступило одним из катализаторов гиперглубокой девальвации гривны и всплеска инфляции.
Как минимум, с весны прошлого года курсовые колебания на валютном рынке совпадали с периодами наиболее активных выплат ФГВФЛ для вкладчиков обанкротившихся банков (прежде всего, "Дельта Банка"), которые преимущественно осуществлялись именно за счет эмиссии НБУ (он кредитовал ФГВФЛ под залог ОВГЗ и/или выкупал их; в свою очередь ФГВФЛ получал перед этим указанные бумаги от Министерства финансов).
Денежная база за январь-ноябрь 2015 года сократилась на 11,96 млрд грн (-3,6%) До 321,23 млрд грн, а денежная масса выросла на 12,4 млрд грн (+ 1,3%) до 969,1 млрд грн. И это на фоне прошлогоднего обвала экономики на более 11% и кардинального сокращения оборота гривны на оккупированной части Донбасса.
За 11 месяцев 2015 года на погашение и уплату дохода по ОВГЗ Минфин направил 135,5 млрд грн (в том числе на погашение номинальной стоимости — 85,4 млрд грн, уплату купонного дохода — 50,1 млрд грн). Львиную долю из этих средств получил именно НБУ (на конец 2015 года он был владельцем 77,2% всех ОВГЗ, находящихся в обороте). Таким образом, НБУ делает эмиссию для Минфина, чтобы Минфин заплатил долги перед НБУ.
В Госбюджете на 2016 год есть норма о предоставлении разрешения для Минфина, с согласия НБУ, в I квартале 2016 осуществить сделку с государственным долгом путем обмена ОВГЗ, в собственности НБУ, на новые ОВГЗ на условиях, установленных Кабинетом министров. "Министерство финансов Украины по результатам такой сделки осуществляет соответствующую корректировку предельного объема государственного долга, определенного настоящим Законом, и показателей финансирования государственного бюджета сверх объемов, утвержденных в приложении № 2 к настоящему Закону", — констатируется в документе.
Это означает, что НБУ реструктуризирует долги Минфина (и даже может списать часть из них), что позволит в том числе уменьшить масштабы парадоксальной ситуации, когда НБУ предоставляет правительству эмиссионную поддержку, чтобы правительство выполнило внутренние долговые обязательства.
Также в Госбюджете-2016 предусмотрено, что в этом году НБУ должен уплатить в казну не менее 38 млрд грн.
"Украинский ПОЛИТИК"
С другой стороны, за январь-ноябрь НБУ приобрел в собственность гособлигации Украины (ОВГЗ), номинальная стоимость которых составила 74,6 млрд грн (выпуск ОВГЗ был нужен для осуществления выплат Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ); докапитализации "Нафтогаза Украины", государственных банков), а в декабре — еще как минимум на 15,64 млрд грн (то есть всего за 2015 год — 90,24 млрд грн).
В 2014 году квазифискальные платежи НБУ в госбюджет составили 22,8 млрд грн, а его портфель ОВГЗ увеличился на 182 млрд грн — то есть фактическая эмиссионная поддержка составила всего 204,8 млрд грн. Соответственно, в 2015 году она сократилась на 52,8 млрд грн.
Такая гиперактивная эмиссия в пользу бюджета в 2014-2015 годов — это следствие военной агрессии Путина против Украины, обвала экономики, коррупции и неэффективного использования бюджетных средств, что сформировало хроническую потребность в латании бюджетных дыр за счет регулятора. И в конечном итоге это выступило одним из катализаторов гиперглубокой девальвации гривны и всплеска инфляции.
Как минимум, с весны прошлого года курсовые колебания на валютном рынке совпадали с периодами наиболее активных выплат ФГВФЛ для вкладчиков обанкротившихся банков (прежде всего, "Дельта Банка"), которые преимущественно осуществлялись именно за счет эмиссии НБУ (он кредитовал ФГВФЛ под залог ОВГЗ и/или выкупал их; в свою очередь ФГВФЛ получал перед этим указанные бумаги от Министерства финансов).
Денежная база за январь-ноябрь 2015 года сократилась на 11,96 млрд грн (-3,6%) До 321,23 млрд грн, а денежная масса выросла на 12,4 млрд грн (+ 1,3%) до 969,1 млрд грн. И это на фоне прошлогоднего обвала экономики на более 11% и кардинального сокращения оборота гривны на оккупированной части Донбасса.
За 11 месяцев 2015 года на погашение и уплату дохода по ОВГЗ Минфин направил 135,5 млрд грн (в том числе на погашение номинальной стоимости — 85,4 млрд грн, уплату купонного дохода — 50,1 млрд грн). Львиную долю из этих средств получил именно НБУ (на конец 2015 года он был владельцем 77,2% всех ОВГЗ, находящихся в обороте). Таким образом, НБУ делает эмиссию для Минфина, чтобы Минфин заплатил долги перед НБУ.
В Госбюджете на 2016 год есть норма о предоставлении разрешения для Минфина, с согласия НБУ, в I квартале 2016 осуществить сделку с государственным долгом путем обмена ОВГЗ, в собственности НБУ, на новые ОВГЗ на условиях, установленных Кабинетом министров. "Министерство финансов Украины по результатам такой сделки осуществляет соответствующую корректировку предельного объема государственного долга, определенного настоящим Законом, и показателей финансирования государственного бюджета сверх объемов, утвержденных в приложении № 2 к настоящему Закону", — констатируется в документе.
Это означает, что НБУ реструктуризирует долги Минфина (и даже может списать часть из них), что позволит в том числе уменьшить масштабы парадоксальной ситуации, когда НБУ предоставляет правительству эмиссионную поддержку, чтобы правительство выполнило внутренние долговые обязательства.
Также в Госбюджете-2016 предусмотрено, что в этом году НБУ должен уплатить в казну не менее 38 млрд грн.
"Украинский ПОЛИТИК"